Определение несовершеннолетних в воспитательные колонии или закрытые учебно-воспитательные учреждения системы образования, как правило, приводит к их дальнейшей социально-психологической дезадаптации, повышению уровня криминальной «квалификации».
Рост числа детей с девиантно-криминальным поведением в период социальных потрясений, политической и экономической нестабильности выводит на первый план задачи оказания им квалифицированной педагогической поддержки, обеспечивающей возможности психолого-педагогической реабилитации таких детей, их успешной социальной интеграции.
Цель создания программы – осмыслить основные методологические подходы и принципы, полагаемые в основу обучения педагога-реабилитолога; определить оптимальное (необходимое и достаточное) содержание и наиболее эффективные методы и формы повышения его квалификации.
Задачами программы являются:
1. Создание условий для осознания содержания проблем, связанных с профессиональной компетентностью педагога-реабилитолога.
2. Психолого-педагогическая поддержка и научно-методическое сопровождение процесса повышения квалификации педагога-реабилитолога.
3. Повышение эффективности практической деятельности педагога-реабилитолога на основе отрефлексированного опыта, развития новых подходов к педагогической реабилитации.
Эти задачи определяют характер отбора и структурирования содержания образовательной программы, определение способов работы с педагогами-реабилитологами в процессе повышения квалификации.
Методологическими основаниями построения и реализации программы являются:
- представления о каждом участнике реабилитационного процесса как о субъекте своей жизнедеятельности, авторе своей судьбы;
- синергетические положения о наибольшей эффективности незначительных по силе, резонансных воздействий на сложную систему, определяющие характер деятельности педагога-реабилитолога.
- философско-психолого-педагогические идеи о диалогичности как сущностной характеристике а) природы человека и его бытия б) межсубъектных связей; в) педагогического процесса;
Принципы обучения педагогов-реабилитологов:
1. толерантности;
2. рефлексивности;
3. практикоориентированности;
4. позитивного отношения к конфликту;
5. повышения профессиональной компетентности через работу с самим собой.
Содержание образовательной программы повышения квалификации включает предметный, технологический и субъективный компоненты.
Инновационным является способ организации курсов повышения квалификации – включение слушателей в деятельность образовательного учреждения для несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением.
Программа повышения квалификации :
Специализация «Педагог улицы» Специализация «Педагог-психолог-конфликтолог» Специализация «Воспитатель-реабилитолог» Специализация «Мастер производственного обучения-реабилитолог» Специализация «Учитель-реабилитолог» Специализация «Проектировщик реабилитационно -воспитательных систем»
Авторы инициативы:
- Педагогический коллектив Центра
Специализации центра:
- педагог улицы;
- педагог-психолог-конфликтолог;
- учитель-реабилитолог;
- воспитатель-реабилитолог;
- мастер производственного обучения-реабилитолог;
- проектировщик реабилитационно-воспитательных систем
|